Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.



Подвижные игры детей с мячом

И упражнения для детей 3 лет

Подвижные игры детей с мячомВоспитанники нашего детского сада с большим удовольствием играют с юркими, на первых порах непослушными целлулоидными и перьевыми мячами. Эти игры эмоциональны, занимательны, они укрепляют костно-связочный аппарат, тренируют мелкие мышцы тела и рук, усиливают кровообращение, углубляют дыхание, развивают ловкость, согласованность движений, вырабатывают глазомер, быстроту действий, воспитывают выдержку, внимание, настойчивость, закаляют волю.

В играх с мячами может участвовать вся группа сразу (с разбивкой ее на команды, подгруппы) или часть детей группы, остальные занимаются другими играми. В конце игры рекомендуется несколько минут на самостоятельную игру с мячом. Желательно на каждого ребенка иметь мяч.

Вес целлулоидного мяча до 2,5 грамм, диаметр около 4 см. Достоинства мяча: небольшая величина, хороший подскок, лёгкий вес. Неплохо иметь и несколько мячей (шариков), окрашенных в различные цвета: красный, синий, зелёный и т. д.

С наступлением весны, а также летом и осенью с играми с целлулоидным мячом начинают конкурировать игры с перьевым мячом - воланом (его вес от 4,5 до 7 грамм). Не отличаясь таким разнообразным и обширным набором игр-упражнений, он имеет свои неоспоримые преимущества и достоинства по сравнению с целлулоидным мячом: прост в обращении, игры с ним проходят только на открытом воздухе.

Место для игр мы выбираем в зависимости от времени года и вида игры. Например, с целлулоидным мячом лучше играть в помещении, чтобы на улице можно было повторить, закрепить навыки (особенно это касается игр, связанных с прокатыванием мяча). Для игр с прокатыванием мяча на участке выбирается ровная, без травяного покрова площадка длиной 10-20 метров и шириной 7-14 метров. В зависимости от условий площадка для игр может быть и меньше, но не менее 2 квадратных метров на игрока (тогда группа делится на небольшие команды).

Следует поощрять детей на игру по двое, трое, особенно на участке, в лесу. Мы проводим эти игры и с отдельными детьми в свободное от занятий время. Упражнения с целлулоидным и перьевым мячами можно включать в комплексы утренней гимнастики и занятия физической культурой. В связи с тем, что варианты почти во всех играх повторяются, в этой статье они проводятся полностью только в первой игре. А в последующих играх дается один - два варианта, наиболее характерных для данной игры.


Игры - упражнения с прокатыванием мяча


Эти игры развивают навык отталкивания, остановки и ловли мяча в разнообразных, меняющихся условиях: прокатывание под дугами, льдинками, комочками снега, кубиками и т. д. Игры способствуют координации движения, развивают внимание, глазомер, а также подготавливают к разным сложным движениям и играм спортивного характера: к настольному теннису, бадминтону, большому теннису, играм с различными резиновыми мячами, баскетболу и т. д.

Мяч с горки


Цель игры: прокатывание мяча с горки.
Дети стоят в колонне по одному перед горками. Количество колонн зависит от наличия горок. 2-4 горки вполне достаточно для группы. Скатив мяч с горки, дети идут за своим мячом и, передав его следующему, становятся в колонну сзади.

Варианты:
а) скатывать левой рукой;
б) скатывать двумя руками;
в) скатывать мяч, дуя на него;
г) скатывать, чтобы мяч прошёл в ворота;
д) скатывая мяч, поймать его в совок.

Прокати мяч


Цель игры: научить детей прокатывать мяч в заданном направлении.
Дети стоят друг против друга на расстоянии до 1 метра. На двух игроков нужен один мяч. Дети присаживаются на корточки и каждый стремится прокатить мяч своему партнеру.

Варианты:
а) прокатывать, сидя на корточках
б) стоя на одном колене, на двух коленях;
в) стоя во весь рост, наклоняясь во время броска вниз - вперед;
г) после броска мяча успеть хлопнуть в ладоши определённое число.

Мяч, ко мне


Цель игры: научить прокатывать мяч в определенном и произвольном направлениях.
Дети рассаживаются на пол (на участке, сидя на корточках в кругу). Ведущий с мячом - в центре круга. Он катит мяч каждому ребёнку по очереди. Дети ловят мяч и отсылают обратно, к ведущему.

Варианты:
а) прокатывание мяча через одного игрока, через двух;
б) прокатывать тому, кого назовёт ведущий.

Докати до стены


Цель игры: совершенствовать навык отталкивания мяча при прокатывании.
Из 6 - 8 палок образуют два коридора шириной 30 - 50 см так, чтобы коридор доходил до стены. Группа делится на две команды. Двое из каждой команды стоят у стены, остальные сидят на стульчиках по обеим сторонам зала. По сигналу дети начинают прокатывать мячи к стене. Бросив мяч, игрок садится на стул. Игрок, стоявший у стены после касания мяча о стену, ловит его и становится в колонну вторым на исходную позицию для прокатывания (где всё время находится по два игрока), а его место занимает следующий игрок.

Указания к проведению игры:
Воспитатель ходит между коридорами, подсказывает, как правильно бросать мяч, назначает, кто из детей подаёт мячи, выкатившиеся из коридоров, подсчитывает, сколько мячей не докатилось до стены у каждой команды, следит за очередностью смены игроков.

Примечание:
После прокатывания мяча игрок не встаёт в строй, а садится; в строй же становится другой игрок, сидевший с краю, ближе к игроку, прокатившему мяч, который в свою очередь, бросив мяч, идёт к стене и начинает принимать мяч у игрока, стоявшего следом за ним.


Цель: научить ловить мяч, катящийся навстречу игроку по полу, по земле.
Из гимнастических палок делают два или четыре коридора (длина три-четыре метра). Дети выстраиваются у начала коридоров. Бросив мяч, бегут за катящимся мячом и стремятся его поймать, не дав ему выкатиться из коридора. Вернувшись, передают мяч очередному игроку, сами становятся сзади строя или садятся на стулья.

Варианты:
а) ловить катящийся мяч после счета: раз - два - три - лови
б) ловить в конце коридора, в середине, у флажка

Мяч между скакалками


Цель: прокатывать мяч в заданном направлении.
Из нескольких скакалок, положенных вдоль на полу, образуют 2-4 коридора шириной тридцать-пятьдесят сантиметров. Детей делят на команды по числу коридоров так, чтобы на одной стороне стояла вся команда, а на другом конце - кто нибудь из детей (капитан). Отправив свой мяч, игрок становится сзади, а капитан отсылает мяч следующему.

Варианты:
а) команда делится поровну, и дети бросают по очереди с обеих сторон коридора;
б) то же, но команда стоит у одного конца коридора. Надо догнать и поймать укатившийся мяч, догнать и осалить, не брать в руки, а опередить.

Закати мяч


Цель: обучать прокатыванию мяча в ворота и неподвижную цель.
Игроки из кубиков (кеглей, гимнастических палок) выкладывают прямоугольник без одной стороны. Количество их - по числу команд. Затем, стоя в двух-трёх метрах от ворот, прокатывают в ворота прямоугольника каждый свой мяч. По окончании прокатывания один от команды собирает все мячи и раздает своим игрокам.

Варианты:
а) проделать то же самое, но, имея на команду один мяч; прокатив его, игрок берет мяч и отправляет его по полу обратно другому игроку, а сам остаётся у ворот.

Поймай отскочивший мяч


Цель: научить ловить мяч с изменением направления.
Разделить группу на четыре команды. Перед каждой командой на расстоянии 1 - 2 метров выстраивается поперек стенка из кубиков (6 - 8 штук). Присев на корточки, нужно прокатить мяч, чтобы он ударился об стенку из кубиков и прокатился обратно к игроку. Тот берет мяч и передает другому игроку, встаёт в конце колонны.

Указания к проведению:
Воспитатель следит, чтобы мячи у игроков катились не подпрыгивая (с этой целью рука при прокатывании не должна подниматься высоко над полом), толчок мяча при прокатывании должен быть достаточно сильным (для этого рука при замахе отводится подальше назад и резким движением посылается вперед, тогда мяч покатится с достаточной скоростью).

Варианты:
а) бросать одной - ловить другой рукой
6) первый катит, второй ловит

Не урони мяч


Цель: научить передавать маленькие мячи из рук в руки. Совершенствовать умение ориентироваться в направлении движения (вправо, влево, назад, вперёд, как по кругу, так и в колоннах и т. д.)
Игроки стоят по кругу в полушаге друг от друга (можно играть в двух-трёх кругах). У одного игрока - теннисный мяч. Необходимо передать мяч вправо соседу. Мяч передаётся и принимается правой рукой.

Варианты:
а) передают правой рукой - принимают левой рукой
б) передают правой - принимают левой, перекладывают в правую и передают дальше
в) передают, не отнимая ноги от пола (земли)
г) то же, но передают за спиной
д) стоя в колонне по одному, передают сбоку назад, через плечо назад и т. д.
е) то же самое, но сидя на стульях, на полу, на корточках, на двух коленях
ж) то же, но передавать сразу два мяча

Упражнения с целлулоидными и перьевыми мячами


1. Руки вперёд, показать мяч (волан), отвести руки назад - вниз, спрятать мяч (волан)
2. Вытянуть руки вперёд, переложить мяч (волан) из правой руки в левую, из левой в правую
3. Переложить мяч (волан) внизу перед собой из одной руки в другую и наоборот
4. Руки в стороны на уровне плеч, свести их, вытянув вперёд, переложить мяч (волан) попеременно из руки в руку
5. Поднять руки через стороны вверх над головой, переложить мяч (волан)
6. Вытянуть руки вперёд на уровне плеч. Поднять их вперёд-вверх над головой, переложить мяч (волан)
7. Руки в стороны. Поднимаясь на носках, руки через стороны вверх, взять мяч (волан) обеими руками, посмотреть вверх, опустить руки через стороны вниз, мяч (волан) остается в другой руке. Проделать то же самое, мяч (волан) оставить в другой руке
8. Поставить ногу на носок вперёд (назад, в левую, правую стороны), поднять руки вперёд-вверх, опустить, спрятать руки назад, переложить мяч (волан) в другую руку
9. В парах, в шаге друг от друга. Вытянуть руки вперёд, передать мяч (волан) партнёру правой в правую (левой - в левую), смешанные передачи, двумя руками
10. Поднять руки в стороны, опустить через стороны вперед - вниз, переложить мяч (волан), поднять в стороны, опустить назад - вниз снова переложить в ту же руку
11. Проделать все упражнения, но только с двумя мячами (воланами)
12. Проделать упражнения в более быстром темпе
13. Выполнять несколько перекладываний подряд
14. Выполнять смешанные перекладывания одного мяча (волана), двух - в медленном и быстром темпе
15. Перекладывать мяч (волан), поднимая поочередно правую (левую) ногу, согнутую в колене или прямую
16. Наклониться вперёд, положить мяч (волан) на пол, выпрямиться, наклониться в перёд, поднять мяч (волан) другой рукой
17. Руки в стороны, в каждой по мячу (волану). Присесть на корточки, положить мяч (волан) сбоку от себя. Повернуться кругом, взять мячи (волан) другой рукой, встать

Данные упражнения способствуют развитию мышц плечевого пояса, развивают внимание, ловкость.


Материал предоставила Татьяна Иванова


Материал предоставила Татьяна Иванова

игра игра игра игра мячом мячом мяч мяч мяч мяч мяч мяч мяч мяч мяч мяч мяч мяч подвижные игры подвижные игры мячом